“Явуз Султан Селим” (“Гебен”)

;

Готовясь к возможной войне с Англией, немцы разработали свой тип линейного крейсера, который фактически был быстроходным линкором. Одним из таких кораблей стал линейный крейсер “Гебен”, заложенный 28 августа 1909 г. (по программе 1909 года) как второй корабль типа “Мольтке” на верфи “Бломм унд Фосс” в Гамбурге. Его спустили на воду 28 марта 1911 г., и он вошел в состав флота 2 июля 1912 г. Корабль обладал следующими тактико-техническими характеристиками:
— водоизмещение: 24999 т;
— размерения: 186,5 х 29,5 х 9,2 м;
— бронирование: пояс 270 мм, горизонтальное бронирование — верхняя палуба над казематами 25 мм, броневая палуба 50 мм, противоторпедная переборка 50 мм, башни: лоб 230 мм, борта 180 мм, крыша 90 мм, барбеты 250 мм, казематы противоминного калибра 150 мм, боевая рубка 350 мм;
— механизмы: 2 турбины Парсонса, 24 угольных котла;
— мощность: 52000 л.с.;
— скорость: 25,2 узла (на испытаниях “Гебен” достиг 28 узлов);
— запас топлива: уголь 984 т нормальный, 2957 т полный;
— дальность плавания: 4120 миль со скоростью 14 узлов;
— вооружение: 10 280-мм, 12 150-мм, 12 88-мм орудий и 4 500-мм торпедных аппарата;
— экипаж: 1053 человека;
После прохождения приемных испытаний “Гебен” был направлен в Средиземное море, и в октябре 1912 года он пришел в Стамбул “для защиты германских подданных”. В это время бушевала Балканская война, и на одном рейде с немецким крейсером стояли корабли многих стран, в том числе и российские — линкор “Ростислав” и крейсер “Кагул”. Флагманом международной эскадры был французский крейсер “Леон Гамбетта”.
До начала первой мировой войны “Гебен” побывал во многих портах Средиземноморья. Известие о возможности открытия боевых действий застало немецкий корабль в порту Специи. Адмирал Сушон — командир бригады германских крейсеров в Средиземном море понял, что его корабли очень скоро окажутся под ударом превосходящих сил британского флота. Необходимо было сделать какой-то сильный ход. Можно было прорываться в австро-венгерские порты или оставаться в итальянских водах. Но была еще одна возможность — путь в Турцию.
Незадолго до истечения срока британского ультиматума, предъявленного Германии 4 августа 1914 года, за ним начали следить два британских линейных крейсера. “Гебен” и сопровождавший его легкий крейсер “Бреслау” сумели уйти от погони. 7 августа они обстреляли французские порты Бар и Филипвиль, затем оторвались от следовавших за ними британских легких крейсеров. 10 августа “Гебен” и “Бреслау” вошли в Дарданеллы.
В Стамбуле уже знали о конфискации турецких линкоров англичанами. Можно напомнить, что часть средств на строительство этих кораблей была собрана на добровольные пожертвования. В Турции негодовали. Прибывшие германские корабли были тут же проданы Турции и вошли (со всей командой!) в состав ее флота. 16 августа адмирал Сушон был назначен главкомом турецкого флота, и ему постепенно удалось привести его в боеспособное состояние.
Появление “Гебена”, ставшего “Явузом Султаном Селимом”, и “Бреслау”, получившего имя “Мидили”, резко изменило ситуацию на Черном море как на стратегическом , так и на тактическом уровне.
В октябре 1914 года турецкий флот привели в порядок. Германия убеждала турок, что для них самое лучшее — начать войну с Россией. Однако многие члены турецкого руководства все еще колебались. Адмирал Сушон решил поставить правительство перед свершившимся фактом. 29 октября “Явуз ' Султан Селим” обстрелял Севастополь, нанес тяжелые повреждения миноносцу “Лейтенант Пущин” и потопил минный заградитель “Прут”. Это была грандиозная провокация, и она увенчалась успехом. Россия и Турция начали боевые действия.
“Явуз Султан Селим” продолжал свои операции в Черном море. 18 ноября 1914 года у мыса Сарыч он вступил в бой с русским линейным флотом, добился попадания в линкор “Евстафий”, но и сам получил повреждение. Русский снаряд разорвался в каземате противоминной артиллерии. Число пострадавших достигло сотни. 26 декабря 1914 г. он подорвался на двух русских минах. В корпус поступило 600 т воды. Из-за отсутствия в Турции дока, способного принять дредноут, корабль пришлось чинить с помощью кессона.
Весной 1915 года с “Явуз Султан Селим” были сняты два 150-мм орудия. Их установили на побережье для обороны проливов. Корабль не принял участия в отражении попытки союзников прорваться в Дарданеллы. С британскими и французскими додредноутами он, может быть, и смог бы справиться, но в состав британской эскадры уже входил “Куин Элизабет”.

yavuz

Линейный крейсер “Явуз” (б. “Гебен”).

Линейный крейсер после устранения повреждений возобновил рейды в Черное море. Снова короткие бои с русскими кораблями. В 1916 году кормовые 88-мм орудия заменили на зенитные того же калибра. В 1917 году стало ясно, что Россия, не выдержав напряжения, вот-вот выйдет из войны, ее вооруженные силы практически отказались сражаться. В конце 1917 года было принято решение провести неожиданный рейд в Эгейское море, благо, удалось заполучить карту британских минных полей.
20 января 1918 года “Явуз Султан Селим” и “Мидили” вышли в море для нападения на британские корабли у Дарданелл и обстрела базы на острове Мудрое. По пути к месту предстоящих действий “Явуз” подорвался на мине, что не помешало ему потопить мониторы “Раглан” и “М-28”. На обратном пути он подорвался еще на двух минах.
Но “Явуз” не погиб в отличие от “Мидили”, который затонул, подорвавшись на пяти минах, а добрался до Дарданелл и приткнулся к мели. Англичане решили добить поврежденного гиганта. Налеты авиации не дали никаких результатов. Британское командование направило в этот район подводную лодку “Е-14”, но, к несчастью для британских подводников, “Явуз Султан Селим” 26 января был снят с мели турецким линкором “Торгуд Рейс”.
Тем временем большевики заключили с Германией Брестский мир, и линейный крейсер начинает пользоваться правами победителя. Он направляется в Новороссийск, где находилась часть черноморской эскадры, которую вскоре затопят свои экипажи. Затем “Явуз” вошел в главную базу вражеского флота — редчайший и величайший момент в истории любого корабля.
Здесь в Севастополе “Гебен” прошел первое за годы войны докование. После выхода из севастопольского дока германо-турецкий крейсер занимался транспортировкой грузов для оккупационной армии на Украине. 14 июля корабль встал на якорь в турецком порту Истинуе. Линейным крейсером командовал капитан 3 ранга Генрих Лампе.

yavuz2

Линейный крейсер “Явуз” (б. “Гебен”). (Наружный вид и вид сверху в 1950 г.)

Но вскоре стало ясно, что Турция и Германия войну проиграли. 2 ноября 1918 года, через три дня после того, как Турция подписала капитуляцию, немецкая команда покинула корабль. Какое- то время на линейном крейсере развевался флаг адмирала Арини-паши, но вскоре появились экспедиционные силы союзников, которые взяли под свой контроль весь турецкий флот.
Можно подвести итоги первого периода службы “Гебена” — “Явуза Султан Селима”. Корабль действовал всю войну, фактически не имея соответствующей базы, хотя его состояние уже в августе 1914 года было не блестящим (линейный крейсер планировали заменить однотипным “Мольтке” и направить на ремонт). Корабль сковал действия русского Черноморского флота и заставил англичан постоянно держать у Дарданелл крупные силы во избежание его прорыва в Средиземное море. В ходе боевых действий в “Гебен” попало шесть 305-мм снарядов, 3 авиабомбы, он подрывался на пяти минах, но остался в строю.
Казалось, что жизненный путь доблестного крейсера подошел к концу. В соответствии с условиями Севрского мирного договора, навязанного Турции победителями в августе 1920 года, корабль следовало передать Англии. Но спустя год после победы национально-освободительного движения во главе с Кемалем Ататюрком заключили новый мирный договор, и Турция получила право иметь военно-морской флот, в состав которого вошел “Явуз Султан Селим”.
В 1926 году немецкая фирма построила док, куда он мог поместиться. Именно здесь корабль прошел ремонт и модернизацию. Работы выполнила фирма “А. С. Де Сент-Назер Рено”. После этого линейный крейсер имел следующие тактико-технические элементы:
— водоизмещение: 23100 т;
— размерения: 186 х 29,6 х 8,2 м;
— механизмы: новые нефтяные котлы;
— скорость: 27,1 узла (в ходе четырехчасовых испытаний);
— вооружение: без изменений, но установлена французская система управления огнем и увеличился угол возвышения орудий;
Корабль получил имя “Явуз Селим” (с 1936 года — “Явуз”). Он совершал походы по Черному морю, и его силуэт часто видели советские моряки. В 1938 году линейный крейсер прошел небольшой ремонт. В ноябре этого же года перевез тело скончавшегося Кемалл Ататюрка из Измита в Стамбул. В 1941 году на корабле установили 4 88-мм, 10 40-мм и 4 20-мм зенитных орудия. В дальнейшем, учитывая опыт войны, усилили зенитное вооружение, которое состояло из 22 40-мм и 24 20-мм орудий.
С 1948 года корабль находился в резерве в Измире. 20 декабря 1950 года переведен в резерв второй очереди, а 14 ноября следующего года экипаж расформировали. В 1963 году немцы пытались выкупить “Явуз”, но безрезультатно. В 1971 году корабль продан на слом и разобран в период с июня 1973 г. по февраль 1976 г., оказавшись последним линкором первой мировой войны.
Уинстон Черчилль дал такую оценку биографии этого корабля: “Народам Среднего Востока “Гебен” принес больше крови, страданий и разрушений, чем любой другой корабль в истории”.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.
>