Аполло

;

Первый корабль второй группы заложили на верфи «Хаутори Лэели энд Ко» в Ныокасл он Тайн 10 октября 1941 года. Из-за трудностей военного времени стапельный период затянулся, и корабль спустили на воду только 5 апреля 1943 года. В начале 1944 года начались его испытания, финальным этапом в которых стал пробег на полный ход 10 февраля. 12 февраля крейсер-минзаг вступил в состав флота и сразу же приступил к постановке минных заграждений у французского побережья, в рамках подготовки операции «Нептун»— морской части операции «Оверлорд» при открытии Второго фронта.
Пик активности пришелся на период с 17 апреля по 25 мая. «Аполло» вместе с минным заградителем «Плоуэр» выставил 8 минных заграждений между Ушантом и Иль Верже. На долю «Аполло» пришлось 1170 мин.

apollo

На крейсере «Аполло» перед минной постановкой. 1945 г.

На второй день операции «Оверлорд» на борту «Аполло» находились командующий операцией «Оверлорд» генерал Д. Эйзенхауэр и отвечающий за морскую часть операции адмирал Б. Рамсей. Высокие лица с борта крейсера-минзага наблюдали за ходом операции. Завершилось все неудачно — «Аполло» сел на мель, при этом были погнуты винты, и высокое начальство перебралось на эсминец. Корабль добрался до Ширнесса, после минимального необходимого ремонта его отправили на верфь-строитель. Во время ремонтных работ на корабле усилили зенитную артиллерию, установив 2 одноствольных 20-мм «Эрликона».
В конце октября 1944 года «Аполло» возвратили в состав флота. В конце 1944 года британскими секретными службами был разгадан план очередного «подводного» наступления против Туманного Альбиона. Причём должны были использоваться подводные лодки нового типа. В британском Адмиралтействе начали принимать ответные меры, одной из которых стала постановка противолодочных минных заграждений, в том числе и глубоководных.
С 26 октября по 4 ноября «Аполло» выставил пять заграждений южнее и восточнее Гелей Хэд (780 мин). Вскоре было выставлено ещё два заграждения в районе Мэллин Хэд. С 18 по 25 ноября крейсер-минзаг выставил 477 мин в четырёх минных заграждениях в районе Лэбед-Бэнк, с 29 ноября по 3 декабря три глубоководных противолодочных заграждения, из 156 мин, у Тревоуз Хэд. После столь интенсивной эксплуатации «Аполло» отправили на ремонт и чистку котлов. В начале 1945 года работы завершили.
В ночь с 14 на 15 января корабль выставил активное минное заграждение у норвежского побережья, в районе острова Утсира. После выполнения этого задания «Аполло» продолжил постановку противолодочных заграждений у британского побережья — с 16 января по 11 апреля им было выставлено 31 заграждения, всего 4685 мин.
В конце 1944 года начале 1945 года в операционной зоне советского Северного флота активизировались вражеские подводные лодки, им удалось потопить несколько кораблей и транспортов из состава полярных конвоев прямо у входа в Кольский залив. Поэтому приняли решение выставить противолодочное минное заграждение в этом районе. Для выполнения этой задачи выбрали «Аполло» и эсминцы типа «О». 21 апреля у входа в Кольский залив было выставлено 276 мин.
Командующий советским Северным флотом A. Г. Головко позднее записал в своем дневнике; "15 апреля Кучеров мне сообщил, что министр иностранных дел Англии по поводу заграждения обратился к B. М. Молотову. Было приказано поставить заграждение. С ближайшим конвоем придет минзаг. С этими минами нам придется возиться много. Вытралить их будет трудно. 29 апреля с 18 по 22 был в Москве. За это время минное заграждение было поставлено. Ставил надводный заградитель «Аполло’. По докладам, хороший корабль с ходом в 36 узлов.» ( Головко А.Г. «Вместе с флотом». М. 1984. Стр. 261)

apollo2

Крейсера «Бирменгем» и «Мэнксмэн» (вверху), «'Мэнксмэн» (в центре) и «Аполло» . 1955 г.

В мае 1945 года после капитуляции Германии «Аполло» вместе с однотипным «Ариадне», совершил переход в Осло. На борту кораблей находились норвежский наследный принц Олаф и члены кабинета министров. 22-24 мая переход по тому же маршруту с солдатами норвежской армии на борту. После выполнения этого задания корабль становится к стенке одного из заводов Саутгемптона, для прохождения текущего ремонта. По планам командования, крейсер-минзаг должен был принять участия в войне с Японией.
С 22 июня по 2 августа «Аполло» совершил переход на Тихий океан. В Сиднее были проведены работы по усилению зенитного вооружения — число 40-мм «Бофорсов» увеличили до 10. Эти работы были завершены к капитуляции Японии, поэтому в военных действиях корабль принять участие не успел.
До мая 1946 года «Аполло» был быстроходным транспортом, перевозил различные грузы, воинские подразделения, пленных и репатриантов. Во втором полугодии вернулся в Англию и по прибытии в родные воды был выведен в резерв. В 1951 году корабль возвратили в состав действующего флота, и в августе он становится флагманом флота Метрополии. В 19531954 годах с «Аполло» сияли часть вооружения, его место заняла обширная надстройка, в которой находились штабные помещения.
В октябре 1955 «Аполло» вместе с авианосцем «Триумф» и эсминцами нанес визит в Ленинград. Пребывание британских кораблей в Неве совпало с очередным наводнением. 15 октября был штормовой ветер, воды поднялась на 2,85 м выше ординара.
В апреле 1961 года «Аполло» исключили из списков флота, а в ноябре 1962 года сдали на слом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.
>